Чем отличается логопед от дефектолога

Содержание

Дефектолог и логопед: в чем разница?

Чем отличается логопед от дефектолога

Нарушения речи – частое явление у детей, причина волнений и сомнений у родителей. Очевидно, что нужна специализированная помощь, но чья? Для большинства людей остается загадкой, в чем разница между логопедом и дефектологом, и к кому из них записываться на консультацию в том или ином случае.

Дефектолог или логопед?

Оба специалиста не являются врачами: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. Они обладают умением установить контакт с ребенком, вникнуть в суть его проблем и помочь решить их. А вот характер проблем и методы их устранения отличаются, и в этом состоит разница между дефектологом и логопедом.

Компетенция дефектолога – помощь людям с особенностями психофизического развития (чаще всего речь идет о детях). Корректирование речевых нарушений – лишь одно из направлений его работы, это значительно более широкая специализация.

Логопед работает со здоровыми детьми, когда есть необходимость исправить звукопроизношение, усовершенствовать дикцию, т. д. Он нужен ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям развития речи при отсутствии сопутствующих патологий развития.

Другое существенное отличие дефектолога от логопеда в том, что он может начинать работать со своим подопечным уже в годовалом возрасте, нацеливаясь на преодоление отставания в развитии.

Логопед же приступает к занятиям с детьми, достигшими трехлетнего возраста, когда станет понятно, какие именно особенности подлежат корректировке.

Он создает условия для успешного освоения в дальнейшем чтения и письма.

Для точного понимания различий между логопедом и дефектологом стоит поподробнее узнать, чем занимается каждый из них.

Дефектолог: кто это и в чем суть работы

Дефектолог взаимодействует с детьми, развитие которых отклоняется от нормы. В числе его «подопечных» оказываются и взрослые. Он трудится в учебных заведениях, медицинских и реабилитационных учреждениях.

Есть мнение, что название специальности «дефектолог» не совсем этично, поскольку недвусмысленно указывает на имеющиеся недостатки. Поэтому его называют еще коррекционным или специальным педагогом.

Это специалист с высшим педагогическим образованием, полученным на дефектологических факультетах. Программа подготовки дефектолога наряду с педагогическими дисциплинами включает патопсихологию и ряд медицинских разделов.

Помощь дефектолога: когда она необходима

Прежде всего сопровождение дефектолога необходимо детям, у которых диагностированы такие патологии:

  • Ранний детский аутизм, выражающийся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
  • Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
  • Задержка психического развития, возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т. д. Нарушения интеллекта здесь носят легкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
  • Умственная отсталость – врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
  • Любые нарушения психики, если они сопровождаются дефектами речи.

Дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий. Он помогает компенсировать и корректировать дефекты развития, которые возникают на их фоне.

  Мужской гинеколог: кто это, как называется и что делает

Специализации дефектолога

В широком смысле дефектолог – это специалист, в ведении которого находятся проблемы социализации, обучения, воспитания детей с отклонениями в развитии. Исходя из природы таких нарушений специализация дефектологов может быть разной.

  • Дефектолог – сурдопедагог. Контингент, с которым он работает – слабослышащие, позднооглохшие, глухие, глухонемые дети. Дефектолог изучает закономерности их развития, разрабатывает специальные обучающие и адаптационные программы. Он использует специфические приемы (развитие остаточного слуха) помогает освоить жестовый и дактильный язык, дает рекомендации по использованию современных технических приспособлений для коррекции и компенсации проблем со слухом.
  • Дефектолог – тифлопедагог, работающий с теми, у кого имеются серьезные проблемы со зрением. Речь идет о слепых и слабовидящих людях. Он изучает возможности и условия компенсации и коррекции таких нарушений, разрабатывает специальные программы, методы, приемы. Тифлопедагог владеет информацией о работе со средствами для корректировки зрения.
  • Дефектолог – логопед, занимающийся тяжелыми речевыми расстройствами, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих слуховые и зрительные неблагополучия, черепно-мозговые травмы, т. д. Он помогает выявить первичные причины дефектов речи и в соответствии с этим подбирает методы коррекции.
  • Дефектолог – олигофренопедагог. Он ведает обучением и воспитанием детей (а иногда и взрослых) с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог помогает развить интеллект, создает условия для успешного освоения школьного курса обучения. Он работает и с детьми, имеющими интеллект в пределах нормы, но страдающими невнимательностью, неусидчивостью, т. д., может осуществлять диагностику на предмет готовности к школе. «В народе» такого специалиста часто называют просто дефектологом, поскольку родителей пугает слово «олигофренопедагог».

На практике такое деление среди дефектологов зачастую оказывается условным, поскольку очень распространены сложные, сочетанные дефекты развития. Да и общая теоретическая база у перечисленных специализаций одна: все специалисты знают, как классифицируются нарушения в развитии, владеют методами их диагностики, методиками работы с «особенными» детьми.

Что делает дефектолог

На первый визит к дефектологу нужно взять с собой медицинскую карту и результаты всех проведенных обследований (если они имеются).

Работа этого специалиста начинается с подробного сбора сведений, включая особенности течения беременности и родов у матери, поведение, привычки ребенка.

Чтобы выявить степень выраженности дефекта, проводится комплексная диагностика развития пациента, выявляется, насколько оно соответствует возрастным нормам.

Акцентируется внимание на основных психических функциях, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере.

Проведя диагностику, дефектолог подбирает оптимальные методы и приемы, разрабатывает план коррекционного воздействия. Если это необходимо, он рекомендует консультации узкопрофильных врачей (невролога, ортодонта, психиатра, отоларинголога, психотерапевта).

Длительность работы дефектолога в каждом конкретном случае зависит от степени выраженности дефекта и динамики в ходе коррекции.

Как проводит занятие дефектолог – в этом видеоролике:

Логопед: как и с кем он работает

Из информации, представленной выше, понятно, что логопед – это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды тоже могут иметь разную специализацию.

Логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог – это профессионал с педагогическим образованием, прошедший подготовку по направлению «Дефектология». Поле его деятельности – речевые расстройства, формирующиеся у детей с аутизмом, олигофренией, ДЦП, неврозами и т. д.

В программу его обучения входят области знания, дающие возможность выявлять первопричину речевых дефектов и находить подход к юному подопечному.

В ведении логопеда-дефектолога находятся такие неблагополучия:

  • Дизартрия (неверное звукопроизношение из-за ограничения подвижности речевых органов).
  • Алалия – отсутствие речи при сохранном интеллекте. Может быть частичным или полным. Ее частая причина – повреждения головного мозга.
  • Ринолалия (синдром гнусавости). Выражается в изменении тембра голоса и искажении звукопроизношения из-за нарушения резонаторной функции носовой или носоглоточной области.
  • Неправильный темп речи: тахилалия (очень быстрый темп), брадилалия (замедленная речь).
  • Афония (дисфония) – утрата звучности голоса, возможность говорить только шепотом.
  • Заикание — вынужденное повторение звуков, слогов или слов. Может проявляться частыми остановками, нарушающими нормальный ритм речи.
  • Речевые дефекты, возникающие на фоне проблем со слухом.
  • Последствия операций на органах слуха, речевого аппарата.
  • Проблемы, возникающие в процессе овладения чтением и письмом (дислексия, дисграфия, дисорфография).

Работа логопеда-дефектолога нацелена не только на обучение верному произношению звуков. Он стремится (насколько это возможно) «подтянуть» уровень развития подопечного, помогая адаптироваться в окружающей действительности, совершенствуя его мышление, память, внимание.

«Обычный» логопед

В детских садах, школах, разнопрофильных развивающих центрах трудятся учителя-логопеды. Их часто называют «обычными логопедами». Их задача – помощь здоровым детям без серьезных отклонений в развитии. Обычно это выпускники факультетов педагогики или филологических факультетов.

Логопед не только «ставит» звуки, а помогает обогатить словарный запас, работает над интонацией, учит грамотному построению предложений, логичной, связной, красивой речи. Школьникам он бывает полезен в постановке правильной письменной речи.

О профессии логопеда – в этом видеоролике:

Резюмируя, можно сказать, что логопед-дефектолог – это специалист с более широким полем деятельности по сравнению с обычным логопедом. Являясь узкоспециализированным дефектологом, он ведает корректировкой речевых нарушений, возникающих на фоне отклонений в развитии. А «просто логопед» исправляет недостатки речи у здоровых детей.

Дефектолог и логопед для взрослого: нужны ли они, и когда к кому обращаться

Помощь этих специалистов может понадобиться не только ребенку, но и взрослому человеку.

  • Случается, что необходимо исправить речевые дефекты, закрепившиеся с детства (трудности с произношением определенных звуков, шепелявость, проблемы дикции, темпа речи, т. д.). Это особенно важно для людей, работающих в сферах, где присутствует постоянное общение и требуется красивая, внятная речь. В этих случаях следует обращаться к логопеду – с помощью современных методик опытный специалист исправит такие недостатки за короткий срок.
  • Логопед поможет, если речь потеряла четкость после зубопротезирования, а также в избавлении от акцента в речи.
  • Если речевые дефекты появились у взрослого после инсульта или черепно-мозговой травмы, необходима помощь дефектолога.

Существует специальность логопед-афазиолог. Он занимается реабилитацией людей, у которых из-за инсульта, патологий головного мозга разной природы полностью исчезла речь. Такое состояние называют афазией.

Чем раньше начать коррекцию речевых нарушений, тем с большей уверенностью можно получить положительный результат. Важно понимать, чем отличается логопед от дефектолога – это позволит обратиться сразу по адресу, не теряя драгоценного времени.

Источник: https://vrachibolezni.ru/articles/defektolog-i-logoped/

В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

Чем отличается логопед от дефектолога

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе. В чем разница логопеда и дефектолога? К кому лучше обращаться, в чем отличие их работы?

В чем сходство дефектолога и логопеда

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию,  психиатрию и множество других дисциплин.

Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком. Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными:

  • родовые травмы;
  • инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка;
  • болезни в раннем периоде развития ребенка;
  • психологические и неврологические расстройства.

Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью. Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком.

  Находясь на разных ступенях речевого развития, дети используют удобные для них средства общения.

Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения. Все средства общения можно разделить на три группы:

  • действия;
  • речевые средства;
  • жесты, мимика, пантомимика.

Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты:

  • логопеды – дети с нарушением речи;
  • олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью;
  • тифлопедагоги — дети  с нарушением зрения;
  •  сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Если сравнивать занятия у логопеда и у дефектолога, то они во многом сходны. Отличается лишь то, на решение каких задач они направлены.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях (эхолалия, задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми. Основная сфера его деятельности включает:

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой,  жестами и движениями. В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи. Например, при работе с детьми с нарушениями зрения  — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат. Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью языка жестов или дактиля..

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.
В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

  • обучение детей ориентировки  в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;
  • увеличение  объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);
  • помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать. Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Источник: http://si-speech.ru/razvitie-rechi/v-chem-raznica-logopeda-i-defektologa-prostymi-slovami.html

В чем разница между логопедом и дефектологом?

Чем отличается логопед от дефектолога

РњРЅРѕРіРёРµ родители путают понятия «Р»РѕРіРѕРїРµРґ» Рё «РґРµС„ектолог», Р° СѓР¶ «Р»РѕРіРѕРїРµРґ-дефектолог» Рё РІРѕРІСЃРµ воспринимается как нечто очень странное.

Мало кто знает, когда нужен тот или иной специалист, возникает путаница, в каком возрасте нужно показать ему ребёнка.

РЎРІРѕСЋ долю смутных догадок Рё советов РІРЅРѕСЃСЏС‚ вездесущие соседки Рё «Р±Р°Р±СѓС€РєРё мальчика Васи РёР· пятого подъезда».

Рђ, между тем, СѓС…РѕРґРёС‚ время, Рё ребенок, который так нуждался РІ помощи логопеда РІ три РіРѕРґР°, уже идет РІ школу Рё «РїРѕС‡РµРјСѓ-то» СЃ трудом читает. Наша статья поможет вам РІРѕ всем разобраться Рё вовремя принять меры, если РѕРЅРё необходимы.

Р’ обществе сложилось мнение, что логопед занимается только постановкой отдельных Р·РІСѓРєРѕРІ, Р° дефектолог – только детьми СЃ тяжелыми дефектами развития – слепыми, глухими, олигофренами, даунами Рё С‚.

д. Оно верно лишь отчасти, но родители часто воспринимают в штыки рекомендацию педиатра или воспитателя детского сада обратиться к дефектологу или логопеду-дефектологу. Разберемся подробнее.

Как отличить логопеда от дефектолога?

Логопед – это специалист, который занимается коррекцией речевых нарушений Сѓ детей Рё взрослых дидактическими Рё педагогическими методами. Рљ логопеду нужно обращаться, если ребенок:

  • РЅРµ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ Р·РІСѓРєРё правильно, например, РїСЂРё дизартрии; заикается;
  • отстает РѕС‚ сверстников РІ развитии речи (темповые задержки);
  • путает Р·РІСѓРєРё, имеет плохой фонематический слух;
  • неправильно употребляет грамматические формы;
  • испытывает серьёзные трудности РїСЂРё овладении РїРёСЃСЊРјРѕРј Рё чтением (дислексия, дисграфия).

Дефектолог – это специалист, знающий особенности психического Рё физического развития детей, выявляющий Рё корректирующий нарушения этого сложного процесса. Р’ его сфере находятся высшие психические функции: память, внимание, мышление, речь, воля, восприятие.

Дефектолог, в отличие от логопеда, занимается, грубо говоря, подготовкой психики и мозговых центров к становлению полноценной устной и письменной речи:

  • совершенствует Рё улучшает память Рё произвольное внимание;
  • развивает фантазию Рё восприятие информации;
  • улучшает мелкую моторику;
  • расширяет понятийный аппарат Рё активный словарный запас;
  • решает проблемы поведения, учит ребенка контролировать эмоции;
  • занимается адаптацией ребенка СЃ особенностями развития Рє обучению Рё жизни РІ обществе.

Этому специалисту нужно показать ребенка, если:

  1. он с трудом управляет своими конечностями, нарушена походка;
  2. слабо развита мелкая моторика;
  3. малыш с трудом выражает свои мысли, не запоминает информацию, имеет скудный словарь;
  4. есть признаки задержки психического развития, умственной отсталости;
  5. после перенесенных травм головы;
  6. нарушена работа зрительного или слухового анализатора.

�так, получается, что:

  1. логопед оценивает уровень развития речи, его соответствие возрастным нормам, выявляет и устраняет её нарушения, а дефектолог работает непосредственно с причинами патологий;
  2. дефектолог будет терпеливо учить вместе СЃ малышом домашних Рё РґРёРєРёС… животных, Р° логопед РЅРµ менее терпеливо добиваться, чтобы РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР» «РєРѕС€РєР°», Р° РЅРµ «РєРѕСЃРєСЏ»;
  3. логопед занимается с детьми с возраста 3 лет, когда начинается активное формирование речи. Дефектолог работает уже с годовалыми малышами.

Что Р·Р° птица – логопед-дефектолог?

Речь – очень тонкий, многогранный процесс, РІ котором участвуют Рё мышцы, Рё артикуляционные органы, зрительный Рё слуховой анализаторы, Рё высшие психические функции.

Поэтому коррекция того или иного речевого нарушения проходит намного успешнее, если ей руководит один специалист, имеющий фундаментальные знания и в области дефектологии, и в области логопедии.

Логопед-дефектолог занимается следующими проблемами:

  1. задержка речевого, психического и психоречевого развития;
  2. нарушения поведения и другие проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  3. общее недоразвитие речи разной тяжести;
  4. проблемы с восприятием и обработкой информации;
  5. определение готовности ребенка к школьному обучению;
  6. развитие способности к овладению письменной речи.

При составлении программы лечения логопед-дефектолог учитывает уровень развития психических функций, тяжесть речевых нарушений и включает в нее соответствующие занятия.

На консультацию к логопеду-дефектологу необходимо привести малыша в периоды, когда развитие речи и познавательная деятельность развиваются особенно бурно:

  1. в возрасте 2-3 лет;
  2. РІ 6-7 лет – перед поступлением РІ школу;
  3. в начальных классах, чтобы вовремя выявить дисграфию и дислексию.

Этого достаточно, если у ребенка речь развивается правильно, без заметного отставания от возрастных норм и явных нарушений.

Срочная помощь логопеда-дефектолога ребенку требуется в следующих случаях.

  1. Он сильно отстает в развитии речи. В то время как его сверстники вовсю болтают, он использует лепетные слова, жестикуляцию, мимику, интонацию.
  2. В 2-3 года он все понимает, но не говорит вообще.
  3. Он начал говорить в срок, но его речь неразборчива, и мама часто выступает переводчиком.
  4. С трудом произносит звуки, часто путает их, переставляет слоги в словах, глотает окончания.
  5. Неправильно строит предложение, не имеет представления о согласовании слов.
  6. В 3-4 года не может связно рассказать о себе, своей семье, составить небольшой рассказ по картинке.
  7. Слабо развита мелкая моторика, ребенок плохо держит карандаш, ему не удаются тонкие манипуляции.
  8. С трудом удерживает в памяти названия предметов, долго подбирает слова, ему сложно сосредоточиться на конкретном занятии.
  9. Есть проблемы с поведением и самоконтролем эмоций, присутствуют повышенная возбудимость, агрессия.
  10. Ему трудно дается учеба, он делает нелогичные ошибки при письме и чтении, то, что он прочитал или написал, нельзя понять с первой попытки.
  11. Ребенок неохотно контактирует с взрослыми и сверстниками, держится замкнуто, часто играет в одиночестве в однообразные игры.

Таким образом, логопед-дефектолог охватывает более широкий спектр проблем, нежели логопед и дефектолог в отдельности.

Чья Р±С‹ помощь РЅРё потребовалась вашему малышу – логопеда, дефектолога или логопеда-дефектолога, обязательно отведите ребенка РЅР° консультацию вовремя: чем раньше будет начата коррекция, тем успешнее Рё быстрее РѕРЅР° пройдет.

Источник: http://logoden.ru/paragraph/v-chem-raznitsa-mezhdu-logopedom-i-defektologom

Чем отличается логопед от дефектолога?

Чем отличается логопед от дефектолога

Многих родителей, которые сталкиваются с проблемами речевого или интеллектуального развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом нам необходимо заниматься?

Как правило, первыми, к кому обращаются родители детей, со своим беспокойством относительно развития ребенка, являются врачи. Но педиатр, невролог и психиатр по-своему называют коррекционных педагогов: дефектолог, логопед, логопед-дефектолог и т.д.

Очень часто и сами коррекционные педагоги называют себя: нейрологопедами, нейродефектологами и клиническими логопедами, что на самом деле хоть и соответствует действительности, но по факту путает не только самих родителей, но и коррекционных педагогов.

Поэтому очень часто родители детей с речевыми и/или интеллектуальными нарушениями находятся в замешательстве, чем же отличаются друг от друга эти коррекционные педагоги?

Сейчас я понятно и более подробно остановлюсь на том, чем же занимается каждый из вышеперечисленных специалистов и чем они друг от друга отличаются.

Дефектолог, в широком смысле трактовки этого термина – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и адаптации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании этого термина дефектолог – это коррекционный педагог.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • Логопедия – занимается коррекцией речевых нарушений;
  • Олигофренопедагогика – занимается коррекцией интеллектуальных нарушений;
  • Тифлопедагогика – занимается обучением детей с нарушением зрения;
  • Сурдопедагогика – занимается обучением детей с нарушениями слуха.

Как мы видим, «дефектология» – это профессия (квалификация), а «логопед», «тифлопедагог», «сурдопедагог» и «олигофренопедагог» – это специализация, то есть профиль образовательной программы по которой, проходил обучение дефектолог. Если провести аналогию с врачами – это как «врач» и «врач – невролог» или «врач – психиатр». Соответственно логопед – это и есть дефектолог, но логопед занимается коррекцией речевых нарушений. А также есть дефектологи со специализацией по олигофренопедагогике, тифлопедагогике и сурдопедагогике.

Соответственно выбор коррекционного педагога, зависит от того, какое нарушение у конкретного ребенка:

  • Если у ребенка есть какое – либо речевое нарушение, то ему необходим – логопед;
  • Если у ребенка интеллектуальное нарушение, то ему необходим – олигофренопедагог;
  • Если у ребенка нарушение зрения, то ему необходим – тифлопедагог;
  • Если у ребенка нарушениями слуха, то ему необходим – сурдопедагог.

Детям с «сочетанными нарушениями» чаще всего нужно несколько специалистов, например логопед и олигофренопедагог.

«Нейрологопедами», «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», как правило, представляются те специалисты, которые хотят произвести неизгладимое впечатление на родителей ребенка.

Вы можете мне возразить, мол есть вузы где обучают таких специалистов. Да, действительно есть. Это, как правило, программы профессиональной переподготовки специалистов, где в максимально сжатые сроки от 2 месяцев до года Вам дают необходимые знания.

Либо программы магистратуры, рассчитанные на 2 года. По итогам обучения слушатели данных направлений подготовки по профилю «нейрологопедия», «нейродефектология» и «клиническая логопедия» получают диплом о профессиональной переподготовки или удостоверение о повышении квалификации.

Но если подробно изучить их программу обучения, ознакомится с дисциплинами, то, кроме как количеством академических часов, необходимых для изучения различных дисциплин они ничем не отличаются от тех «обычных дефектологов» имеющих тот или иной профиль подготовки.

Поэтому это всего лишь маркетинговый ход направленный на повышение интереса покупателей.

Часто обобщающим словом «дефектолог» могут представляться еще и те, кто окончил профиль олигофренопедагогики. И это оправдано.

Так как принята Болонская декларация – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства, термин «олигофренопедагог» упразднился и его место заняли термины «специальный психолог», «коррекционный психолог» и «коррекционный педагог». Да и само слово олигофренопедагог зачастую вызывает у родителей чувство отторжения, поэтому «дефектологов – олигофренопедагогов» они старательно избегают.

Вся это путница с терминологией вышла не только из-за перемен в системе высшего образования, но и из-за нас самих.

Мы сами зачастую пытаемся произвести впечатление на мам и пап и называем себя «нейрологопедами» , «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», а иногда и чрезмерно деликатничаем и не называем вещи своими именами, боимся сказать, что данному ребенку необходим олигофренопедагог.

Поэтому стали путаться не только родители и врачи, но уже и сами дефектологи не всегда понимают, что входит в их профессиональные компетенции. Так давайте же будем называть вещи своими именами и не вводить в заблуждение себя, клиентов и врачей.

Дефектологов (коррекционных педагогов) как было 4 специализации: логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика так и осталось. И выбор коррекционного педагога зависит от того какое нарушение у ребенка является первичным.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d67ab7143fdc000aed7a754/5d8148aaba281e00b2865f43

Отличия в работе логопеда и дефектолога

Чем отличается логопед от дефектолога

При выявлении речевых нарушений у дошкольника следует обращаться к специалисту. Исправлением речи занимается дефектолог или логопед.

Родители часто не могут определиться с выбором, так как не понимают, чем отличаются эти две профессии. Логопедия и дефектология имеют схожие цели, но отличия все же есть.

Педагог-дефектолог является специалистом, работающим с больными. Педагог-логопед может брать для коррекции только здоровых пациентов.

Понятие дефектологии, образование специалистов

Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.

Отраслевые разновидности дефектологии:

  • Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
  • Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
  • Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
  • Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).

В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.

В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии.

  Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства.

Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).

Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.

После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения.

Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом.

Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.

Педагог-логопед – это специалист, занимающийся коррекцией речи у здоровых детей. Педагог-дефектолог – профессионал, работающий с больными, имеющими отклонения общего, а также речевого развития.

Цели работы логопеда

Отличие логопеда от дефектолога в том, что он имеет чаще педагогическое образование. Педагог занимается со здоровыми дошкольниками или с больными, страдающими незначительными нарушениями речи. Логопед-педагог (учитель) работает в детских садах (ДОУ), школах.

Задачи специалиста:

  • Запуск речевой активности при отсутствии речи перед лечением.
  • Постановка жестов, тренировка мимических мышц во время разговора.
  • Работа с общей, мелкой моторикой.
  • Доведение воспроизведения звуков до автоматизма.
  • Тренировка мышления, памяти.
  • Увеличение словарного запаса.
  • Обучение ребенка правильно говорить, строить предложения, формировать диалог, что в дальнейшем помогает развить связную, грамотную речь.
  • Формирование способности слышать звуки, распознавать их в разговоре окружающих.
  • Обучение письменной речи, повышение грамотности письма у школьников.

Перед посещением специалиста по логопедии пациент должен пройти обследование у невролога, отоларинголога, психолога. Если у дошкольника нет серьезных заболеваний, специалист составляет логопедическое заключение, план занятий. Со здоровыми детьми логопед чаще занимается на базе детского сада или школы. По желанию родителей занятия могут проводиться дома.

Педагог-логопед принимает для коррекции дошкольников начиная с 3-летнего возраста.

Специфика работы дефектолога

Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи.

Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями.

Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.

При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам.

Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов.

При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.

Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями.

Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания.

Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.

Заключение

Логопед и дефектолог имеют разную направленность работы. Педагог-логопед больше специализируется на здоровых воспитанниках, проводит коррекцию речевой функции, развивает память, мышление, обучает правильному и грамотному письму, чтению.

Педагог дефектолог занимается больными, имеющими отклонения психики, задержку развития по причине глухоты, слепоты, ДЦП, аутизма и других патологий. Специалист повышает адаптивные способности ребенка, развивает речевую функцию в условиях ограничения по здоровью.

Перед тем как выбирать профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу, психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе причин задержки речевого развития.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/logoped-i-defektolog-v-chem-raznica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.